Студия "Священная роща"

Билялова Елена Валерьевна.

Тибетское поселение Бир или кто зачем в Индию едет.

Следущей манящей целью нашего путешествия по Индии было тибетское поселение Бир, находящееся между Ревалсаром и Дарамсалой. Вроде ехать недалеко, но трудность была в том, что Бир расположен не рядом с трассой, а поодаль, то есть добираться нужно на нескольких автобусах с пересадками в каких-то населенных пунктах с не вполне для нас пока понятными индийскими названиями. Но мы же были в Индии, а тут все проблемы решаемы, стоит только захотеть.
В Ревалсаре мы любили ужинать в одном тибетском кафе с красивой буддистской росписью на стенах и портретом Его Святейшества Далай-ламы на алтаре. Хозайкой кафе была молодая, приветливая девушка из Бутана. Она всегда разговаривала с нами, интересовалась жизнью в далекой России, рассказывала про свою. Однажды вечером мы пришли туда, как обычно завязался разговор, в процессе которого мы спросили, как нам лучше добраться до Бира. На что девушка ответила, что послезавтра ее знакомый собирается туда ехать на машине, и мы можем к нему смело присоединиться, если нам будет не трудно дать ему символическую сумму «на бензин». Конечно, мы с энтузиазмом согласились, и через день ехали на индийской легковушке по горной дороге все выше и выше. В машине были 2 бутанца и мы с подругой. По дороге они были так любезны, что угостили нас завтраком и даже пивом:) Когда мы проезжали городок Манди — это такой перевалочный пункт между Дели и Дарамсалой — наш попутчик указал на место под мостом через реку Беас, где был построен маленький храм. Оказалось, что это то самое место, где сидел Тилопа и ел рыбу, когда к нему в первый раз пришел Наропа. (Тилопа и Наропа — великие йогины и буддистские учителя, жившие в 10 веке). Я была счастлива, увидев своими глазами это место.
Так, за разговорами и экскурсионными замечаниями наших попутчиков мы прибыли в Бир. На въезде в поселок мы увидели множество тибетских флажков — Лунгта, которые приветливо развевались на ветру. Наш знакомый подвез нас к гостинице, и мы с величайшей благодарностью с ним простились. Оставив вещи, мы пошли гулять по Биру. Сразу же поразила слух тишина, спокойная и дружелюбная. В поселении 3 буддистских монастыря с большими белыми ступами, недавно построенные и невероятно красивые. Мы бродили часа два, заходили в храмы и без конца фотографировали, уж очень яркие были сюжеты. В процессе съемки мы подняли глаза к небу и очень удивились, увидев штук 6 парапланов, летящих над долиной. Чуть позже, побеседовав с этими людьми, мы узнали, что Бир считается международной столицей парапланеристов, и многие люди едут в Индию только затем, чтобы в Бире попрыгать с гор с парапланом. Мне, правда, не совсем понятно, как можно ехать в такую интересную и разноплановую страну только затем, чтобы побаловаться адреналинчиком, ну да о вкусах не спорят. Причем, этот спорт — далеко не простое дело, даже для настоящих мужчин. Мало того, что приходится преодолевать страх высоты, так еще параплан, который весит под 100 килограммов, приходится тащить на себе с места приземления. К тому же, чтобы один раз прыгнуть и покайфовать полчаса — час в воздухе, приходится заказывать джип и около часа-двух ехать на нем в горы. Так что, я думаю, этим делом могут заниматься только настоящие фанаты.
Поудивлявшись, мы решили поехать еще в один крупный и известный буддистский монастырь Шераб Линг, который находится в 10 километрах от Бира. Нам рассказывали, что там в храме стоит большая — несколько метров — золотая статуя Будды Майтрейи — Будды будущего. Мы взяли моторикшу и отправились туда. Монастырь нас поразил, во-первых, своими размерами (он действительно очень большой, в нем обучается около 800 монахов), а во-вторых —  красотой в гомпе (зале для молитв и буддистских практик). Гомпа была закрыта, но мы очень хотели увидеть Будду Майтрейю, поэтому пошли, разыскали монахов и попросили их открыть ненадолго двери. Нас запустили через «запасной вход», я села перд алтарем с величественным и прекрасным Буддой и поняла, что не хочу никуда отсюда идти, вообще никуда. Тревожащий ум поток мыслей остановился, и неописуемое блаженство наполнило меня. Только чувство вежливости перед монахом, который нас ждал, заставило меня подняться на ноги минут через 20.  Мы вышли из гомпы на балкон внутреннего двора и увидели зрелище, прекраснее которого мне видеть не доводилось — во дворе монахи разучивали ритуальный танец. В шафранных одеждах, на фоне заходящего солнца, они образовали два больших круга, внутри которых находились монахи, обучающие остальных. Они двигались плавно, неторопливо, полностью поглощенные танцем, который является одним из видов медитации. Пораженная зрелищем, я опустилась на черный мраморный пол, нагретый солнцем и тоже погрузилась в своего рода медитацию наслаждения красотой.
Когда мы приехали обратно в Бир, было время заката, и красное солнышко медленно катилось по крышам буддистских храмов, посылая лучи в долину. Мы поужинали тибетскими пельменями «момо», которые, к слову сказать, выглядят абсолютно как наши пельмешки, но начинка, в основном, баранина, картошка или овощи — очень вкусная и питательная еда, как для мясоедов, так и для вегетарианцев.
Немного прогулявшись по Биру, почти безлюдному после 10 часов вечера, мы улеглись спать, ведь на следующий день рано утром нужно было не пропустить автобус в Дарамсалу. Мы встали рано, но автобус ушел еще раньше. Что делать? С некоторыми трудностями (английский язык они знали еще хуже, чем мы) выяснив у местных жителей, как еще можно доехать до Дарамсалы на автобусах с двумя пересадками, мы двинулись в путь. По пути мы немного волновались, как мы найдем нужный автобус в пункте пересадки, но, когда мы туда приехали, в автобус вошел мужчина, который начал громко объявлять «Дарамсала, Дарамсала!» Мы тут же замахали руками, привлекая внимание. Мужчина подошел к нам, взял мой рюкзак и сказал нам следовать за ним. Он привел нас к другому автобусу, посадил нас, и автобус тронулся. «Дарамсала? - спросили мы у кондуктора. Он замотал головой в разные стороны, что в Индии означает согласие, в отличие от наших традиций. И мы отправились в Дарамсалу — город, где находится официальная резиденция Его Святейшества Далай-ламы и Кармапы XVII. Путешествие продолжалось...

У входа в гомпу монастыря Шераб Линг
Закат в Бире
Двери гомпы одного из Бирских храмов
Буддистский монастырь
Крыша монастыря на фоне гор и летящего в бескрайнем небе параплана