Студия "Священная роща"

Билялова Елена Валерьевна.

Куллу, Манали, Наггар, Маникаран - мотопробег по Долине Богов.

О долине Куллу мы слышали еще до поездки, в России, и читали, что другое ее название — долина Богов, потому что один из верховных индуистских богов Шива и его супруга Парвати провели там долгое время, своими божественными действиями верша историю. Поэтому в долине Куллу множество древних индуистских храмов, очень красивых, с сильным присутствием божественной энергии и очень почитаемых индийцами. Кроме того в небольшом городке Наггар находится музей-усадьба Рерихов, где они проживали в бытность свою в Индии. Естественно, мы не могли пройти мимо таких значимых объектов, но вся проблема была в том, как туда попасть из Ревалсара, где мы на тот момент находились. Дело в том, что эти населенные пункты находятся на расстоянии около 200 километров  выше в горы, в разных направлениях, и добраться туда можно только на автобусе, причем не на одном, а на нескольких, с пересадками, что для нас, находившихся в Индии всего неделю, было немного страшновато и довольно затратно. Но мы не унывали и верили, что мама Индия нам поможет, потому что мы без памяти влюбились в эту прекрасную страну и хотели увидеть как можно больше ее красот, храмов и других интересных мест.
Так и вышло. Вскоре после посещения пещеры Гуру Ринпоче и Мандаравы, мы познакомились с индийскими «гарными хлопцами», которые предложили нам совершить поездку на мотоциклах именно по тем местам, где мы и хотели побывать: Куллу, Манали, Наггар, Маникаран. Причем мальчики действовали совершенно бекорыстно, просто из желания показать нам, иностранкам, свой любимый родной край. Само собой, мы с радостью согласились на такое любезное предложение, и уже на следующее утро сидели на мотоциклах за спинами наших индийских друзей и, широко раскрытыми глазами, обозревали виды, открывающиеся с высоты горной дороги, по которой мы взбирались все выше и выше в Гималаи. Надо отметить, что езда на мотобайке по горам — тот еще аттракцион. Когда тебя обгоняет огромный грузовик (а они в Индии очень широкие, массивные и агрессивно раскрашенные), чувствуешь себя маленькой букашкой, которую, того и гляди, просто сдует с краешка дороги прямо в пропасть. Но это было первое впечатление, которое быстро уступило место восхищению при виде широкой реки Беас ярко-зеленого цвета, которая вольно текла  далеко внизу, в долине, селений с цветущими деревьями и полями на уступах скал, огромными камнями и красно-белыми индуистскими храмами на вершинах  гор.
Наши водители довольо профессионально управляли мотоциклами, и где-то через 4 часа мы уже были в Куллу — областном центре, где как раз проходил фестиваль, и по этому случаю была ярмарка с небывалым количеством народа. В этой связи мы не стали долго задерживаться в Куллу, лишь прокатились на индийских аттракционах на ярмарке, которые, к слову сказать, намного экстремальнее и дешевле, чем в России, и двинулись дальше, в Манали, где у наших друзей был родственник — владелец отеля. Мы приехали туда уже поздно вечером и, после встречи и недолгих посиделок с друзьями, улеглись спать. Был октябрь, а в это время в горах ночью уже прохладно, поэтому я спала под толстым одеялом, больше похожим на пуховую перину, думая при этом: «Ну, вот, приехала в теплую страну, а сплю, как зимой в России». Утром я не хотела вылезать из своей теплой пуховой «пещеры», но наш индийский друг выманил меня заманчивым предложением сходить искупаться в природном минеральном горячем источнике. Перед этим он открыл шторы в гостиничном номере, и я просто ахнула - вид из большого, во всю стену, окна был потрясающий — высоченные рыжие горы, увенчанные кипельно-белыми снежными шапками, освященные утренним солнцем! Воодушевленная этим зрелищем, я натянула на себя свою индийскую одежду и смело отправилась навстречу новому приключению — купанию в природном горячем источнике. Когда мы пришли туда, и мой друг оставил меня в одиночестве, ибо, разумеется, купальня отдельная для мужчин и для женщин, я подумала, что если после этого купания со мной ничего не случится, то Индия точно приняла меня, как родную, так как купальня состояла из небольшого бассейна с очень горячей и не очень стерильной водой, в котором отмокали несколько индийских женщин различных возрастов, и четырех отверстий в стене, из которых текла та же горячая вода, под которой еще несколько женщин мылись и стирали вещи, и все это под открытым небом. Я очень хотела согреться, поэтому быстро скинула одежду и опустилась в бассейн. Сначала было чувство, что я сварюсь заживо, но оно быстро прошло, сменившись расслабленностью и наслаждением. Когда я вышла из купальни, у меня было ощущение, что я хорошо пропарилась в русской баньке, тело было легким и свежим.
После завтрака на крыше отеля с тем же потрясающим видом на снежные горы наши друзья предложили нам ехать еще выше в Ротанг, посмотреть на снег поближе. Мы отказались, аргументировав это тем, что снега мы и в России насмотрелись предостаточно, и нельзя ли увидеть что-нибудь более интересное и менее холодное. После небольшого совещания было решено отправиться в Наггар, смотреть музей-усадьбу Рерихов, куда мы и прибыли через несколько часов.
Стоит заметить, что Николай и Елена Рерих были, действительно, очень продвинутыми и понимающими людьми, ибо построили свой дом в чудесном уголке Гималаев, с прекрасным видом с балкона в долину и очень мирной и спокойной атмосферой вокруг и внутри усадьбы. Попав в дом, не хочется уходить оттуда, настолько там благоприятная энергия, это отметили и наши индийские друзья, которые просто застыли перед картинами Николая Рериха в немом восхищении. Потом они благодарили нас, говоря, что без нас они так ни разу бы и не побывали в этом месте и не знали бы, как там замечательно, и какие гениальные художники Николай Рерих и его сыновья. А мы благодарили их за предоставленную возможность увидеть индийскую обитель наших великих соотечественников.
Но Наггар был не конечным пунктом нашей экскурсионной программы и, переночевав в Куллу, мы направились в Маникаран — место, где Шива и Парвати проводили свой медовый месяц. Индусы, которым мы потом рассказывали о посещении Маникарана, говорили, что у нас очень хорошая карма, раз мы вообще оказались там. Это священное место также обладает горячими минеральными источниками, и история их возникновения такова: когда Парвати купалась в реке, она обронила драгоценную серьгу и очень расстроилась. Ее божественный супруг Шива отправил всех своих слуг на дно реки искать драгоценность («чинтамани» на санскрите), но царь водяных жителей-нагов забрал ее себе и никак не хотел отдавать. Тогда разгневанный Шива вскипятил воду в реке, и на поверхность всплыли тысячи утерянных серег, и в их числе была и серьга Парвати. Супруга великого Шивы обрела свою драгоценность, а вода осталась кипящей и по сей день. Сейчас на этом месте стоит храм Маникаран, где постоянно находится большое количество паломников, и бьет из-под земли несколько горячих источников с разной температурой. В тех, что похолоднее (градусов 40),  люди совершают омовения, а в тех, где температура около 80-90 градусов, варят рис и подают его потом в монастыре в качестве прасада. Прасад — это бесплатное ритуальное кушанье, подаваемое в индуистских храмах всем желающим. Выглядит это так: в большой столовой на полу на ковровых дорожках сидят люди с подносами, а между ними ходят мужчины — саддху с большими ведрами и кладут на каждый поднос рис, дал, тушеные овощи — баджи, рисовую лепешку — чапати и еще какое-то кушанье типа простокваши, но почему-то розового цвета. Все это горячее и  невероятно вкусное, причем, если ты съедаешь то, что тебе положили, мужчины с ведрами приходят снова и предлагают добавки, и так может продолжаться бесконечно, пока ты не наешься... или не лопнешь:).
Сам храм выглядит очень ярко на фоне зеленой воды реки Беас, разноцветных флажков, клубов пара, поднимающихся от источников и цветущих деревьев. После посещения в душе остается ощущение праздника, и с лица не сходит блаженная улыбка. Даже мы, люди не посвященные в индуистскую традицию, чувствовали там присутствие божественной Парвати и ее великого супруга Шивы и ощущали след во времени событий, происходивших многие века назад. Мы возвращались назад в Ревалсар, наполненные впечатлениями и еще более влюбленные в великую Индию и ее мудрую и прекрасную многовековую культуру.

 

Маникаран
Наггар - вид с балкона усадьбы Рерихов
Манали
Буддистский монах
Рыбы в озере Ревалсар
Ревалсар с подножия статуи Гуру Ринпоче
Маникаран - сам храм
Hosted by uCoz